В русских народных сказках по небу летают жар-птицы да Змеи Горынычи, а в немецких да скандинавских мифах всё куда как сложнее – ведь там в облаках буревых сурово валькирии рыщут, грозные бабы, или, культурнее, женщины, про которых Вильгельм Рихард Вагнер написал класснейшую оперу с невиданными спецэффектами при постановке – вплоть до скачущих галопом лошадок, как бы этакий эскадрон, несущийся по сцене, к величайшему удивлению зрителей. А причём тут кобылы? Не притом, конечно, что кому и кобыла – невеста, а притом, что валькирии в мифах летали не на аэропланах и не на собственных крыльях, а на летающих лошадях.
Классика – это древность, а кино – это современность, так что же объединяет немецкую классическую оперу Рихарда Вагнера «Валькирия» и относительно современный блокбастер голливудской фабрики фильмов «Апокалипсис сегодня»? Оказывается, кое-что общего у кинематографа и оперных постановок всё же имеется, и даже настолько много, что отдельно друг от друга они уже не воспринимаются ни зрителями, ни слушателями. Ведь в фильме «Апокалипсис сегодня» вертолёты ВВС США бросались в атаку на вьетконговскую деревню как раз под звуки оперы Рихарда Вагнера «Валькирия», точнее, под её наиболее звучный отрывок, «Полёт валькирий», и получилось довольно впечатляюще.
Все мы прекрасно помним в этом копполовском полубоевике, или скорее, полуэпопее и даже полуэпосе вьетнамской катастрофы, называемом «Апокалипсис сегодня», тот самый эпизод сокрушения вьетконговской деревеньки, когда геликоптеры конструкции Сикорского реют в небесах под музыку Вагнера «Полёт валькирий», и у кинозрителя по ходу созерцания фактически происходит почти что полное отождествление винтокрылых дюралевых чудовищ с мифическими древнегерманскими крылатыми амазонками.
Признаем честно, тот бой был грозен и неумолим, и американские вертолётчики разделали опорный пункт Вьетконга не то что под орех, а почти под онапалмленную пустошь, и в фильме «Апокалипсис сегодня» музыка «Полёт валькирий», задуманная Вагнером для небесных молниекидалиц, показала неоднозначную интерпретацию трагичности содеянного. Валькирии взяли верх, вертолёты учинили викторию, но где сегодня те Зигфриды и прочие герои Вагнера, и где сегодня американцы во Вьетнаме? Нету ни тех, ни других, пришёл им полный Апокалипсис, и побеждает лишь мир на земле, и только к миру тянутся все миряне.
Но с чисто художественной точки зрения практически все кинокритики считают эту сцену вертолётной атаки наиболее мощным и сильнодействующим на зрителя эпизодом киноленты. И как американские геликоптеры бросались с небес на вьетнамцев, так и валькирии в опере Рихарда Вагнера напускались с заоблачных высей на Зигфридов и Нибелунгов. И ведь ничто в искусстве лучше вагнеровской оперной музыки к знаменитой военно-воздушной сцене так и не подошло, ибо она гениальна, и с этим поистине не поспоришь.
|